Медиация в сфере образования
Служба медиации является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, преподавателей, обучающихся.
Служба медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о взаимоприемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Целью медиации и восстановительного подхода является формирование безопасной среды.
Безопасность в школе– это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в коллективе, взаимопонимание между преподавателями и обучающимися.
Служба медиации создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
Принципы медиации:
Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, их принуждение к участию в какой-либо форме недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
Конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Служба медиации обеспечивает конфиденциальность и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Зачем нужна медиация в школе?
Чем служба может помочь обучающимся:
* Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
* Научиться убеждать других словами, а не силой.
* Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
* Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
* Лучше понимать сверстников и взрослых.
* Обучающимся, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других студентов.
* У обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
* Правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и преподавателей, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.
Служба медиации работает на:
* снижение числа конфликтов и обращений недовольных участников образовательного процесса в вышестоящие органы;
* улучшение отношений между преподавателями, родителями и администрацией;
* создание более комфортных отношений в техникуме.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать студентов от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между студентами, между студентами и преподавателями, студентами и родителями.
Зачем медиация нужна обучающимся?
В процессе медиации каждый участник, как обучающийся, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Состав службы школьной медиации в 2023-2024 учебном году
Куратор – Малинина А.Г., заместитель директора по ВР
Медиатор – Погрошева Е.М., социальный педагог
Медиатор-ученик – Колтун Екатерина, ученица 10 «А» класса
Педагог-психолог - Старченко И.А.